Почерковедческая экспертиза.
Графологическая экспертиза почерка и подписи
Почерковедческая экспертиза является одной из многочисленного перечня экспертиз, проводимых в криминалистической практике. Она нужна для того, чтобы проверить подлинность поставленной под тем или иным документом подписи, а также чтобы определить автора рукописной записи.
Проведение почерковедческой экспертизы является необходимостью для установления фальсифицированной записи, которая выполнена с подражанием чужому почерку.
История появления Почерк человека исследуется с давних времен. Начало изучению закономерностей письма было положено еще в Древнем Риме. Судебно-почерковедческая экспертиза проводилась в 5-6 веках в византийских судах. Было это еще при императоре Юстиниане. Почерковедческая экспертиза в России впервые упоминается в записях о судебных разбирательствах, датируемых 15 веком. Однако ее достоверность была крайне низкой. Это факт можно связать с высокой пристрастностью и недостаточной компетентностью экспертов.
Адекватная методика проведения данного исследования была предложена лишь четыре века спустя. Ее автором стал французский криминалист Альфонс Бертильон, служивший в префектуре Парижа. Спустя сто лет эксперты вооружились различными техническими средствами.
Современные устройства вывели исследования по установлению подлинности почерка на принципиально новый уровень. На сегодняшний день данная экспертиза находится в перечне наиболее надежных. Ее достоверность приближается к 99%. Проводимая почерковедческая экспертиза позволяет с высокой достоверностью выявить: - психологическое и физическое состояние писавшего; - давность подписи и ее авторство; - количество копий рукописи и т. д.
Назначение почерковедческой экспертизы:
1)Объект исследования
Для проведения экспертизы необходимо предоставление таких материалов, как:
- объемные рукописи в виде писем и дневников;
- краткие записи в форме рисунков, цифр, символов, подписей.
2) Предмет исследования
У каждого человека вырабатывается сравнительно устойчивая система выполняемых им движений, которая находит свое отображение в его рукописях. Это и есть индивидуальный почерк каждого из нас, который при необходимости и является предметом исследования. Человек учится писать не сразу. Процесс получения этого навыка довольно длительный и требует постоянных тренировок. Отдельные индивидуальные признаки почерка проявляются у учеников 3-4 класса. Однако достаточно устойчивые признаки письма формируются несколько позже. Происходит это в 5-6 классе. Именно в указанный период человек доводит до автоматизма ту систему двигательных навыков, которые обусловлены работой центральной нервной системы его организма.
Почерковедческая экспертиза различает: - навыки технического характера, характеризующие посадку человека при письме, угол расположения бумаги, а также держание ручки или иного пишущего средства; - навыки графического типа, указывающие на индивидуальное воспроизведение письменных знаков, а также их сочетание; - навыки, касающиеся письменной речи, способные показать грамотность построения предложения и текста, а также богатство словарного запаса человека. Вся совокупность графических и технических навыков, которые находят свое отображение в рукописях и характеризуют почерк.
Разумеется, существует много различных объективных и субъективных факторов, которые могут вызвать его изменение. Однако динамический стереотип, выработанных на протяжении длительного периода времени движений, в целом остается неизменным. Это означает, что криминалистическая почерковедческая экспертиза даст верный ответ.
Криминалистическая почерковедческая экспертиза проводится в несколько этапов. Прежде всего, поступившие материалы подвергаются предварительному исследованию. Далее проводится раздельный анализ поступивших образцов и документов. Только после этого становится возможным сравнительное исследование и оценка их результатов. Предварительное исследование
На первом этапе специалист проверяет, правильно ли оформлено постановление о почерковедческой экспертизе, а также оценивает наличие всех перечисленных в нем материалов. В случае нахождения каких-либо ошибок и неточностей все документы возвращаются отправителю. В задачу эксперта на предварительном этапе входит и ознакомление с постановлением следователя в плане осмысления поставленных перед ним вопросов. Это дает возможность установления границ и целей исследования.
Если постановление на проведение почерковедческой экспертизы содержит вопросы, выходящие за рамки компетенции специалиста, то он должен отказаться от выполнения задания. Бывает и такое, что для выполнения исследования нужна помощь специалистов в области полиграфии, физики, химии и т. д. В таких случаях экспертиза должна быть комплексной.
Постановление о назначении почерковедческой экспертизы должно содержать в себе однозначно сформулированные вопросы. В противном случае задание должно быть уточнено. Для этого эксперт обязан сделать уточняющий запрос следователю. Последней стадией предварительного этапа является составление плана дальнейшей работы. Раздельное исследование
После составления плана работы производится детальное изучение документа. Сущность данного этапа заключается в раздельном изучении индивидуальных признаков образца почерка спорной рукописи и их сравнении с текстом, отображенным подозреваемым лицом.
Во время раздельного исследования экспертом выявляются присутствующие в изучаемых объектах идентификационные признаки. Из всей массы специалист должен выделить существенные и определить процент их устойчивости. Почерковедческая экспертиза подписи или текста начинается с проведения анализа признаков общего характера. Она включает в себя выявление степени выработанности движений написания текста, которые применялись для составления спорной рукописи. Эти результаты сравниваются с образцами почерка проверяемого человека. При этом если эксперт уже на данной стадии увидит явные различия степени выработанности, то он может считать свое исследование законченным. При необходимости проводится изучение частных признаков написания текста. Они находят свое выражение в сочетаниях букв, а также в отображении их элементов.
Почерковедческие экспертизы можно разделить на две большие группы:
1. Идентификационные (установление исполнителя текста либо подписи).
2. Неидентификационные (установление факта выполнения рукописи в состоянии физической усталости, при низких температурах, в необычной позе, в необычном психо-физиологическом состоянии (алкогольное, наркотическое опьянение, стресс), времени исполнения рукописи (в каком возрасте была написана), определение пола/возраста исполнителя.
В связи с этим можно разделить на две группы и вопросы, которые можно поставить эксперту.
Вопросы, относящиеся к первой группе звучат следующим образом:
- Кем из перечисленных лиц выполнены записи в документе?
- Кем, Ф.И.О или другим лицом выполнен рукописный текст (буквенные, цифровые записи), подпись (подписи) в документе (название документа) от ДД.ММ.ГГ.?;
- Одним или разными лицами выполнен рукописный текст (подпись/подписи) в документе (название документа) от ДД.ММ.ГГ. и в документе (название документа) от ДД.ММ.ГГ.?
- Если да (вопрос является следствием предыдущего), то выполнен ли данный текст (подпись/подписи) Ф.И.О №1, Ф.И.О. №2 либо Ф.И.О №3, образцы почерка которых представлены на исследование?
- Не дописаны ли слова или цифры к данному тексту другим лицом? Не выполнены ли фрагменты текста, отдельные документы разными лицами?
Вопросы, относящиеся к неидентификационным:
- Имеются ли в представленной рукописи/документе признаки выполнения текста (подписи/подписей) в необычных условиях (здесь расшифровываются интересующие условия: под принуждением (в состоянии сильного душевного волнения), в алкогольном либо наркотическом опьянении, в необычной позе, необычным прибором для письма, на необычной подложке для письма (капот автомобиля, стена), при низкой температуре окружающей среды)?
- Имеются ли в представленной рукописи признаки, указывающие на намеренное искажение почерка (подписи/подписей) исполнителем?
- Не выполнена ли исследуемая рукопись намеренно измененным почерком, с подражанием почерку Ф.И.О, непривычной для письма рукой (левой/правой)?
- В какой период выполнена подпись в документе? (Речь идет о временном промежутке, характерным для одного и того же лица. Учитывая то, что подпись со временем у исполнителя изменялась).
- Выполнен ли рукописный текст мужчиной или женщиной?
- К какой возрастной группе относится автор рукописного текста?
Необходимо помнить, что важно указывать только те вопросы, которые, действительно имеют значение для дела. Включение дополнительных вопросов может существенно повлиять на сроки проведения экспертизы и на стоимость.
|