MENU
Главная » Статьи » Мои статьи

судебная психологическая экспертиза

Судебная психологическая экспертиза

Целью данной экспертизы является определение имеющих юридическое значение фактических данных о психологических особенностях, характере и закономерностях психической деятельности человека, а также об условиях отражения им объективной реальности, устанавливаемые путем психологической экспертной оценки и исследования.

Экспертиза аффекта и иных эмоциональных состояний.

Призвана выявить следующее:

1. находилось ли лицо при соответствующих обстоятельствах в состоянии физиологического (непатологического) аффекта;

2. если да, то как отразилось это состояние на способности лица в этих условиях осознавать свое поведение и руководить им;

3. находилось ли лицо в другом эмоционально-конфликтном состоянии и как это состояние повлияло на его возможность отдавать отчет в своих действиях и руководить ими;

4. для психологической характеристики несовершеннолетних существенно выяснить, не характеризуется ли лицо отставанием в психическом развитии, умственной непатологической отсталостью;

5. не характеризуется ли лицо какими-либо аномалиями эмоционально-волевой и интеллектуальной сферы;

6. если да, то как могли эти особенности его психики повлиять на осознание им своих действий и способность руководить ими.

Экспертиза способности правильно воспринимать важные для дела обстоятельства и давать о них правильные показания.

Призвана установить субъективные особенности восприятия, запоминания, сохранения и воспроизведения информации участниками уголовного процесса очень трудно. Судебно-психологическая экспертиза при указанных обстоятельствах помогает следователю определить индивидуальные психологические особенности допрашиваемых лиц, но она не является экспертизой достоверности показаний.

Вопрос психологу-эксперту, по данному виду СПЭ, может быть сформулирован следующим образом:

- мог ли подэкспертный правильно воспринимать такие-то (указать какие конкретно) имеющие значение для дела обстоятельства в таких-то (назвать виды помех) условиях восприятия с учетом актуального состояния его познавательных процессов, особенностей личности (возрастных, болезненных или акцентуированных характерологических) или ее динамических состояний (назвать каких конкретно; аффективного напряжения, состояния опьянения, травматической оглушенности и др.).

Экспертиза склонности к суициду.

Позволяет выявить людей входящих в группу риска для проведения профилактических психокоррекционных мероприятий.

Психологическая экспертиза детско-родительских отношений.

Позволяет установить психологическую совместимость детей с каждым из родителей, усыновителей, опекунов.

Экспертиза выявления уровня стрессоустойчивости индивида.

Позволяет изучить личностные особенности индивида на предмет стрессоустйчивости, что позволяет осуществлять подбор персонала на предприятие с повышенным уровнем опасности и эмоционального напряжения.

Экспертиза социально-психологического климата в трудовом коллективе.

Позволяет изучить психологический климат в коллективе, выявить совместимость членов малых групп для улучшения эффективности и продуктивности на предприятии.

Психологическая экспертиза профпригодности.

Позволяет изучить личностно-типологические особенности личности с целью выявления уровня выраженности необходимых для работодателя профессиональных качеств.

Психологическая экспертиза агрессивного поведения.

При проведении судебно-психологической экспертизы могут быть использованы как лабораторные, так и природные эксперименты, а также некоторые специальные методы: наблюдение, заключающееся в изучении актов поведения личности, ее состояний и реакций в определенных ситуациях, интервью (беседа), с помощью которого выявляются демографические и биографические данные, уровень развития, круг интересов, характер оценки своих и чужих поступков, результатов наблюдений индивида своими психическими процессами, изучение материалов дела, которое заключается в установлении характера преступления, данных о обследуемом лице, его роли в расследовании происшествия и занятой им позиции, тестирование, предусматривает решение вербальных и невербальных задач и выполнения других задач, результаты которых позволяют определить некоторые психические характеристики лица, изучение продуктов деятельности, т.е. получение определенной информации о обследуемом лице на основании различного рода его деятельности (письма, дневники, отчеты, литературные и научные произведения и т.п.), изделий и т.д.; ретроспективный анализ внешних признаков поведения лица, с помощью которого изучают и оценивают характер действий и речи субъекта, его физическое состояние и внешнее поведение до, во время и после совершенного им действия.

тел./факс: +7 (87932) 5-20-50
 

Вопросы по судебно-психологической экспертизе

Экспертиза индивидуально-психологических особенностей.

Перед экспертом психологом могут быть поставлены такие вопросы:

1. могло ли лицо с учетом его индивидуально-психологических особенностей в определенных условиях правильно воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства (дается перечень конкретных обстоятельств;

2. обладает ли лицо необходимым уровнем сенсорной чувствительности для восприятия раздражителя (указывается какого) в имевшей место ситуации (дается описание ситуации). При нарушении тех или иных органов чувствительности у данного лица выясняется возможность его компенсаторной чувствительности. Выясняется также способность лица правильно воспринимать значимые для дела обстоятельства в зависимости от уровня его внушаемости.

Экспертиза склонности индивида к противоправным действиям.

При проведении данного вида СПЭ, могут быть сформулированы следующие вопросы:

1. имеются ли у несовершеннолетнего признаки отставания в психическом развитии, если да то в чем они выражаются и с чем связаны;

2. если такие признаки имеются, то мог ли он полностью сознавать значение своих действий и в какой мере мог руководить ими с учетом конкретной ситуации.

Теория и практика судебной психологии и судебно-психологической экспертизы в соответствии с их предметом и кругом решаемых задач разработали комплекс основных вопросов, подлежащих установлению при проведении судебно-психологической экспертизы.

Такая экспертиза может быть назначена для решения вопросов, среди которых следует выделить три группы:

1. Вопросы, связанные с психическими свойствами и особенностями сознания человека.

2. Вопросы, касающиеся влияния на психику различных условий и связанных с ним состояний человека в момент расследуемого события.

3. Вопросы, связанные с особенностями протекания психических процессов у данного лица.

Вопросы, решение которых непосредственно вытекает из изучения свойств личности и позволяет получить о ней существенную информацию, можно сформулировать следующим образом:

- Какова общая психологическая характеристика лица (темперамент, характер, склонности, мотивационная сфера и т.д.)?

- Какие психические свойства личности имеют ярко выраженный характер и могут оказывать существенное влияние на ее поведение (вспыльчивость, замкнутость, крайняя осторожность и т.д.)?

- Каковы доминирующие мотивы поведения данного лица?

- Какой вид памяти у лица является преобладающим?

- Могло ли данное лицо, исходя из его индивидуально-психологических особенностей, воспринять определенный звук, запах, цвет, скорость движения объекта?

- Есть ли у конкретного лица возрастные и индивидуальные особенности, которые могут повлиять на объективность его показаний?

- Как могло повлиять психическое состояние субъекта в момент события на правильность восприятия, запоминания, воспроизведения фактов, имеющих значение для дела?

- Могло ли лицо, находясь в определенном психическом состоянии, предвидеть последствия своих действий?

- Есть ли у данного лица признаки, связанные с душевным заболеванием, умственным отставанием, и в чем они проявляются, каковы степень и форма отставания?

- Способен ли обвиняемый, учитывая уровень и особенности его умственного развития, правильно понимать значение своих конкретных действий и их последствий?

- Мог ли обвиняемый, по состоянию его психики, осознавать значение своих действий или руководить ими?

- Могла ли потерпевшая в силу своего возраста или уровня развития правильно понимать характер и значение совершаемых с нею действий и оказывать сопротивление при посягательстве на ее половую неприкосновенность?

- Каким образом семейная ситуация, индивидуально-психологические особенности родителей, мотивационные факторы повлияли на эмоциональное состояние и психическое развитие ребенка?

 

Особого внимания и выявления субъективных факторов требуют дела, в которых лица связаны с управлением техникой.

Здесь желательно проведение судебно-психологической экспертизы для решения следующих вопросов:

- Какова реакция данного лица на препятствие, которое внезапно возникает?

- Как отразились те или иные объективные условия на степени внимания к исследуемому, на скорости и точности его реакции?

- Какое влияние могли оказать индивидуально-психологические особенности данного лица на его действия в непривычной обстановке?

- Как могла повлиять усталость на поведение человека в конкретной обстановке?

- Каково возможное влияние тех или иных негативных эмоций (душевных переживаний), возникших у исследуемого лица на событие, на характер его действий?

 

Категория: Мои статьи | Добавил: expertiza-fenix (28.06.2017)
Просмотров: 1053 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
avatar