Главная » Статьи » Мои статьи |
Судебная психологическая экспертиза Целью данной экспертизы является определение имеющих юридическое значение фактических данных о психологических особенностях, характере и закономерностях психической деятельности человека, а также об условиях отражения им объективной реальности, устанавливаемые путем психологической экспертной оценки и исследования. Экспертиза аффекта и иных эмоциональных состояний. Призвана выявить следующее: 1. находилось ли лицо при соответствующих обстоятельствах в состоянии физиологического (непатологического) аффекта; 2. если да, то как отразилось это состояние на способности лица в этих условиях осознавать свое поведение и руководить им; 3. находилось ли лицо в другом эмоционально-конфликтном состоянии и как это состояние повлияло на его возможность отдавать отчет в своих действиях и руководить ими; 4. для психологической характеристики несовершеннолетних существенно выяснить, не характеризуется ли лицо отставанием в психическом развитии, умственной непатологической отсталостью; 5. не характеризуется ли лицо какими-либо аномалиями эмоционально-волевой и интеллектуальной сферы; 6. если да, то как могли эти особенности его психики повлиять на осознание им своих действий и способность руководить ими. Экспертиза способности правильно воспринимать важные для дела обстоятельства и давать о них правильные показания. Призвана установить субъективные особенности восприятия, запоминания, сохранения и воспроизведения информации участниками уголовного процесса очень трудно. Судебно-психологическая экспертиза при указанных обстоятельствах помогает следователю определить индивидуальные психологические особенности допрашиваемых лиц, но она не является экспертизой достоверности показаний. Вопрос психологу-эксперту, по данному виду СПЭ, может быть сформулирован следующим образом: - мог ли подэкспертный правильно воспринимать такие-то (указать какие конкретно) имеющие значение для дела обстоятельства в таких-то (назвать виды помех) условиях восприятия с учетом актуального состояния его познавательных процессов, особенностей личности (возрастных, болезненных или акцентуированных характерологических) или ее динамических состояний (назвать каких конкретно; аффективного напряжения, состояния опьянения, травматической оглушенности и др.). Экспертиза склонности к суициду. Позволяет выявить людей входящих в группу риска для проведения профилактических психокоррекционных мероприятий. Психологическая экспертиза детско-родительских отношений. Позволяет установить психологическую совместимость детей с каждым из родителей, усыновителей, опекунов. Экспертиза выявления уровня стрессоустойчивости индивида. Позволяет изучить личностные особенности индивида на предмет стрессоустйчивости, что позволяет осуществлять подбор персонала на предприятие с повышенным уровнем опасности и эмоционального напряжения. Экспертиза социально-психологического климата в трудовом коллективе. Позволяет изучить психологический климат в коллективе, выявить совместимость членов малых групп для улучшения эффективности и продуктивности на предприятии. Психологическая экспертиза профпригодности. Позволяет изучить личностно-типологические особенности личности с целью выявления уровня выраженности необходимых для работодателя профессиональных качеств. Психологическая экспертиза агрессивного поведения. При проведении судебно-психологической экспертизы могут быть использованы как лабораторные, так и природные эксперименты, а также некоторые специальные методы: наблюдение, заключающееся в изучении актов поведения личности, ее состояний и реакций в определенных ситуациях, интервью (беседа), с помощью которого выявляются демографические и биографические данные, уровень развития, круг интересов, характер оценки своих и чужих поступков, результатов наблюдений индивида своими психическими процессами, изучение материалов дела, которое заключается в установлении характера преступления, данных о обследуемом лице, его роли в расследовании происшествия и занятой им позиции, тестирование, предусматривает решение вербальных и невербальных задач и выполнения других задач, результаты которых позволяют определить некоторые психические характеристики лица, изучение продуктов деятельности, т.е. получение определенной информации о обследуемом лице на основании различного рода его деятельности (письма, дневники, отчеты, литературные и научные произведения и т.п.), изделий и т.д.; ретроспективный анализ внешних признаков поведения лица, с помощью которого изучают и оценивают характер действий и речи субъекта, его физическое состояние и внешнее поведение до, во время и после совершенного им действия. тел./факс: +7 (87932) 5-20-50 Вопросы по судебно-психологической экспертизе Экспертиза индивидуально-психологических особенностей. Перед экспертом психологом могут быть поставлены такие вопросы: 1. могло ли лицо с учетом его индивидуально-психологических особенностей в определенных условиях правильно воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства (дается перечень конкретных обстоятельств; 2. обладает ли лицо необходимым уровнем сенсорной чувствительности для восприятия раздражителя (указывается какого) в имевшей место ситуации (дается описание ситуации). При нарушении тех или иных органов чувствительности у данного лица выясняется возможность его компенсаторной чувствительности. Выясняется также способность лица правильно воспринимать значимые для дела обстоятельства в зависимости от уровня его внушаемости. Экспертиза склонности индивида к противоправным действиям. При проведении данного вида СПЭ, могут быть сформулированы следующие вопросы: 1. имеются ли у несовершеннолетнего признаки отставания в психическом развитии, если да то в чем они выражаются и с чем связаны; 2. если такие признаки имеются, то мог ли он полностью сознавать значение своих действий и в какой мере мог руководить ими с учетом конкретной ситуации. Теория и практика судебной психологии и судебно-психологической экспертизы в соответствии с их предметом и кругом решаемых задач разработали комплекс основных вопросов, подлежащих установлению при проведении судебно-психологической экспертизы. Такая экспертиза может быть назначена для решения вопросов, среди которых следует выделить три группы: 1. Вопросы, связанные с психическими свойствами и особенностями сознания человека. 2. Вопросы, касающиеся влияния на психику различных условий и связанных с ним состояний человека в момент расследуемого события. 3. Вопросы, связанные с особенностями протекания психических процессов у данного лица. Вопросы, решение которых непосредственно вытекает из изучения свойств личности и позволяет получить о ней существенную информацию, можно сформулировать следующим образом: - Какова общая психологическая характеристика лица (темперамент, характер, склонности, мотивационная сфера и т.д.)? - Какие психические свойства личности имеют ярко выраженный характер и могут оказывать существенное влияние на ее поведение (вспыльчивость, замкнутость, крайняя осторожность и т.д.)? - Каковы доминирующие мотивы поведения данного лица? - Какой вид памяти у лица является преобладающим? - Могло ли данное лицо, исходя из его индивидуально-психологических особенностей, воспринять определенный звук, запах, цвет, скорость движения объекта? - Есть ли у конкретного лица возрастные и индивидуальные особенности, которые могут повлиять на объективность его показаний? - Как могло повлиять психическое состояние субъекта в момент события на правильность восприятия, запоминания, воспроизведения фактов, имеющих значение для дела? - Могло ли лицо, находясь в определенном психическом состоянии, предвидеть последствия своих действий? - Есть ли у данного лица признаки, связанные с душевным заболеванием, умственным отставанием, и в чем они проявляются, каковы степень и форма отставания? - Способен ли обвиняемый, учитывая уровень и особенности его умственного развития, правильно понимать значение своих конкретных действий и их последствий? - Мог ли обвиняемый, по состоянию его психики, осознавать значение своих действий или руководить ими? - Могла ли потерпевшая в силу своего возраста или уровня развития правильно понимать характер и значение совершаемых с нею действий и оказывать сопротивление при посягательстве на ее половую неприкосновенность? - Каким образом семейная ситуация, индивидуально-психологические особенности родителей, мотивационные факторы повлияли на эмоциональное состояние и психическое развитие ребенка?
Особого внимания и выявления субъективных факторов требуют дела, в которых лица связаны с управлением техникой. Здесь желательно проведение судебно-психологической экспертизы для решения следующих вопросов: - Какова реакция данного лица на препятствие, которое внезапно возникает? - Как отразились те или иные объективные условия на степени внимания к исследуемому, на скорости и точности его реакции? - Какое влияние могли оказать индивидуально-психологические особенности данного лица на его действия в непривычной обстановке? - Как могла повлиять усталость на поведение человека в конкретной обстановке? - Каково возможное влияние тех или иных негативных эмоций (душевных переживаний), возникших у исследуемого лица на событие, на характер его действий?
| |
Просмотров: 1053 | |
Всего комментариев: 0 | |